Peter W. Nichols "Коллекция исторического материала из городского музея форта Collins"

Коллекция исторического материала из городского музея форта Collins (ft. Collins, Colorado) by Peter W. Nichols

(Plains Anthropologist, Vol.15. No.47, Febryary 1970, pg. 63 – 69.)

В конце 1930-х, около Morton, штат Wyoming, было обнаружено захоронение, содержащее интересное скопление артефактов. Эта статья – попытка дать ответы на вопросы относительно времени захоронения, племенной принадлежности и пола человека, исследуя эти артефакты. Сейчас они находятся в экспозиции Ft. Collins City Museum.

В 1937 или 1938 году, Harley King (ныне проживающий в Cordova, Alaska), охотясь на кроликов на ранчо своего дядюшки к западу от Morton, Wyoming, обнаружил останки индейца. Они были расположены под нависающей скалой, но, очевидно, не были закопаны. Скелет лежал на спине, вытянутый во весь рост. Сам скелет сохранён не был, а предметы, обнаруженные рядом с ним, были собраны. Эти предметы непосредственно связаны со скелетом, на его запястья были надеты браслеты. Мистер King отметил, что скелет был тонкий (стройный) и высокий. Впоследствии, усилиями мистера Glenn(a) Stephens, друга мистера King(a), эти артефакты были выставлены в Fort Collins City Museum в форте Collins, Colorado, где, благодаря учтивости мистера Harrey Smiley, куратора музея, мне было позволено изучить их. Я хочу поблагодарить мистеров King, Stephens и Smiley за их совместные действия. Joe Ben Wheat из University of Colorado Museum предложил мне сделать этот проект, сделал фотографии и без его полмощи проект не был бы таким полным.
Главный интерес – это, конечно же, вещи, найденные вместе со скелетом. Т.к. большинство исторических погребений открытые, скоропортящиеся артефакты сохранялись очень редко. Это захоронение было размещено под укрытием и бoльшая часть вещей была обнаружена в таком виде, как показано на фото. Среди этих вещей: предметы одежды, украшения и аксессуары. Или части этого.

01 2На fig. 1 a – b, пара вышитых бисером полос. Вышивка сделана сухожилиями, ленивым стежком на замше. Орнамент состоит из четырёх треугольников красным и зелёным бисером, окантовка треугольников сделана чёрным бисером, фон жёлтый. Длина полосы А – 63.9 см, полосы В – 58.9 см. Такие полосы обычно нашивались на мужские леггины и, изредка, на клапана мягких сумок для перевозки вещей. Пропорции этих полос подсказывают их использование на леггинах.

Два спаренных куска замши, каждый с одной полоской синим (голубым) бисером, вышитой ленивым стежком, сухожилиями, озадачивают (fig.2). Каждый имеет мешочек, или карман, сделанный из хвоста (?) (tail piece). Оба куска замши вырезаны из куска бoльшего размера, о чём свидетельствуют обрезанные края. Совмещённые, они имеют сходство с верхней частью женского платья, но из-за их теперешнего состояния это не более чем предположение.

Figure 02Чокер включает в себя костяные бусины и латунные гвоздики. Костяные бусины набраны на сухожилия в одиннадцать рядов. В каждом кожаном спайсере по пять латунных гвоздиков. Длина костяных бусин, в среднем, 2.6 см. Диаметр шляпок латунных гвоздиков 9 мм. Общая длина чокера 36.8 см. Его ширина 5.2 см (fig.3g). Этот тип чокера, или ожерелья, был распространён на Северных Равнинах. Вероятно, одни племена использовали его чаще, чем другие, что будет обсуждено ниже. По–видимому, такой тип чокера мужчины носили чаще, чем женщины.

Figure 03Два диска сделаны из раковины “Queen Conch” (Strombus gigaslinne). Один диск, с привязанным кусочком сыромятной кожи, имеет размеры, примерно, 10.3 см на 8.3 см. Второй немного меньше, примерно 7.9 см на 7.8 см (fig.3 e-f). Такие раковинные диски обычно носились подвешенными на сыромятный ремешок за отверстие у верхнего края. Латунные бусины часто прикреплялись к двум отверстиям в центре диска.

Figure 04На fig.4 браслеты из латуни и германского серебра. Три браслета из германского серебра, в виде полоски, имеют отштампованный орнамент. Ширина двух браслетов 1.5 см, третий браслет yже, 1.2 см. Два латунных браслета. Один из них схож с браслетами из германского серебра, 1.4 см шириной и имеет такой же орнамент, слабо отштампованный на нём. Другой латунный браслет отличается от первого. Он промышленного изготовления с глубоко отштампованным орнаментом. Ширина 1.1 см. Восемь браслетов сделаны из латунной проволоки. Пять из них толщиной 3 мм, три – 2 мм.
Так же на fig.4 две латунных армейских пуговицы. Диаметр 1.9 см. На них нет маркировки, но есть орнамент орла.

Ремень сделан из коммерческой кожи, с металлической пряжкой. Его длина 93.5 см, ширина 2.6 см (fig.1d). Ремень и ножны – торговые предметы, не индейского изготовления. Оба предмета тёмно-коричневого цвета. Ножны сделаны из коммерческой кожи и прошиты на машинке. Их длина 26.5 см, ширина 8.5 см. С одной стороны они обгрызены мышами (fig.1c). Ножа в коллекции нет, и не известно был ли он. Возможно, раньше ножны имели петлю для крепления их к ремню, но теперь её нет.

Зеркало (сигнальное) с кожаным чехлом. Оно круглое, диаметр 7.6 см и вставлено в деревянную рамку, размером 8.8 см на 10.4 см. Кожаный футляр для этого зеркала сделан из коммерческой кожи, с машинной прострочкой по краям. Он имеет длинный разрез, который зашит вручную (fig.3 c-d). Фрагмент индейской замши находится в отверстии деревянной рамки. Полоска замши, возможно, раньше была ремнём для ношения зеркала, возможно на шее. Ремень проходил сквозь отверстие в кожаном футляре так, что футляр мог скользить по ремню, когда зеркало доставалось из него. Маловероятно, что зеркало использовалось как украшение, т.к. внешний вид его утилитарный. Dodge (1877: 367-8) даёт живое изображение использования сигнального зеркала у Sioux, но не описывает само зеркало. Ещё один вариант: возможно, в это зеркало просто смотрелись.

Fig.3 a. Трубка из катлинита со свинцовым орнаментом и деревянным чубуком. Длина чубука 41.6 см, диаметр 2.1 см. Головка трубки: длина 10.1 см, высота 6.8 см. Катлинит из Миннесоты. Следов краски или другого вещества на чубуке нет.
Среди обнаруженных предметов находились лук, девять стрел, колчан и чехол для лука. Опишу всё это по-отдельности.

Лук очень сильно испорчен термитами, из-за чего невозможно определить его длину, но скрученная из сухожилий тетива имеет длину 82.0 см. Тип лука – выгнутый назад (recurved). Имеет вырезанное место для держания рукой (Fig.5a). Лук, выгнутый назад, обычно использовался на Равнинах. Лук не обклеен сухожилиями. Если определять длину лука по длине тетивы, то окажется, что он несколько короче, чем описанный Lowie (1954:72). Он даёт 91.4 см как стандарт для Crow и Blackfoot. Стрелы также немного короче.
Девять стрел варьируют по длине от 54.4 см до 61.5 см. Одно древко без наконечника, длиной 48.7 см. И наконечники, и оперение привязаны сухожилиями. По три пера на древко. На трёх древках есть полоска коричневого цвета вокруг древка около выемки под тетиву. Два древка из трёх также имеют синюю (голубую) полоску рядом с коричневой. Наконечники сделаны из различных материалов. Шесть наконечников из листовой стали. Пять закреплены в древках, один нет. Один наконечник сделан из кусочка металла с двумя просверленными отверстиями. Ещё один сделан из гвоздя квадратного сечения. Два наконечника из толстой стальной проволоки.

Figure 05Проволока длиной со стрелу (Fig.5b).

Колчан и чехол для лука из оленьей замши. Длина колчана 70.4 см, длина чехла для лука 83.0 см. Они связаны вместе и имеют полосу из замши для ношения (Fig.6). Замша индейской выделки и всё ещё мягкая.
Более широко представлена конская yпряжь: мартингал, подхвостник, поводья, украшения уздечки, арапник и разнообразные ремни. Поводья из коммерческой кожи, отстрочены на машинке. Удила тоже коммерческие, железные, сильно проржавевшие. Все эти предметы, несомненно, торговые.

Украшения уздечки из германского серебра с выгравированным орнаментом. Бутон цветка виден на лобном фрагменте украшения и на каждом угловом. По краю гравировка идёт с перерывами. Петли, железная и медная, припаяны с обратной стороны. Диаметр кончасов 6.6 см. Длина концевых украшений 10.7 см (Fig.7-8). Фрагменты кожаных ремней прилипли к обратной стороне украшений.

Figure 06Конская сбруя. Декорирована бисером, цветочный орнамент, по красной шерсти. Цвета бисера: зелёный, белый, жёлтый, розовый, светло-синий (голубой), тёмно-синий и золотой жёлтый. На одном предмете красная шерсть нашита на парусину (canvas) и окантована по краям замшей. На конце замшевый ремешок. Бисер нанизан на сухожилия и пришит к шерсти хлопковыми или льняными нитками. У основания каждого треугольника кусок замши пришит к парусине. Часть одного из них оторвана. Край второго порезан на бахрому. На Fig.9 подхвостник. Подхвостники такого типа не имели утилитарного значения и использовались как украшение.
Также частью конской сбруи является нагрудник, или мартингал. Он тоже декорирован бисером, цветочным орнаментом. Бисер нашит на красную шерстяную торговую ткань. Цвета бисера: белый, тёмно-зелёный, розовый, светло-синий (голубой), тёмно-синий, прозрачный жёлтый, жёлтый и светло-зелёный. Шерстяная ткань подшита к тику. К нижнему краю мартингала подвешены девятнадцать латунных колокольчиков с железными язычками. Диаметр нижней части колокольчика 3.7 см, его высота 2.3 см. Колокольчики подвешены на сыромятных ремешках, на которые нанизаны большие стеклянные бледно-зелёные и латунные бусины. Один конец мартингала оторван. На другом конце замшевые завязки. Длина мартингала, по верхнему краю, 108.2 см. Ширина в середине, в самом широком месте, 20 см (Fig.10). Это не настоящий мартингал, т.к. у него нет ремня, идущего к уздечке, который удерживает лошадь от запрокидывания вверх головы. По-видимому, как и подхвостник, это украшение.

На Fig.3b кнут, или арапник. Ручка деревянная, 37.5 см длиной. На одном конце её петля из сыромятной кожи для продевания руки, на другом сыромятный ремень. Длина деревянной ручки такая же, как и в описании Ewers (1955: 97-8), но сыромятный ремень короче. И крепление его к ручке несколько иное.

Среди предметов коллекции также есть несколько ремней из коммерческой кожи, различных по длине. Возможно, они тоже имеют отношение к конской yпряжи.
Также есть три предмета, назначение которых неизвестно. Латунное кольцо с номером «14» на внутренней поверхности и две деревянные катушки для ниток. Бoльшая из двух катушек имеет сыромятный ремешок, продетый в центральное отверстие. Её диаметр 3.1 см, длина 4.3 см. Диаметр меньшей катушки 2.6 см, длина 3.5 см. Возможно, эти предметы носились как украшение.

Figure 07Возникают несколько вопросов относительно этой коллекции: племенная принадлежность, пол и время захоронения.

Это захоронение обнаружено на территории резервации Wind River, в которой в настоящее время проживают Shoshone и Northern Arapahoe. За последние сто лет и другие группы индейцев перемещались через этот район. Среди них, несомненно, и Crow. Их имени удостоены Crow Creek, Crowheart Butte и Absaroka Mountains непосредственно в этой местности. Cheyenne и Sioux так же были в этом районе, возможно и Blackfoot. Ewers (1945:8-9) определяет местоположение Blackfoot к северу от реки Yellowstone. Arapahoe были поздними пришельцами в этот район, но в до-резерваци-онный период не жили здесь постоянно. Прежде Arapahoe размещались в северном Colorado, но передвинулись в Wyoming после резни на Sand Creek в ноябре 1864 года (Trenholm & Carley 1964:276). Правительство вынудило Arapahoe заключить договор с Shoshone и в 1872 году Arapahoe были временно размещены в резервации Wind River. Они оставались здесь недолго, а затем перебрались в резервацию Pine Ridge, South Dakota, присоединившись к Sioux. 18-го марта 1878 года Washakie, вождь Shoshone, разрешил Arapahoe вернуться, на временной основе. С тех пор они там и находятся (Trenholm & Carley, 1964:277-8).

Figure 08Вскоре после этого Crow покинули страну Wind River. Считается, что они ушли после битвы с Shoshone у Crowheart Butte. Точная дата этой битвы неизвестна. Часто называемое время – март 1866 года, но Luther Mann Jr., индейский агент, не упоминает об этом в своём годовом отчёте. Trenholm & Carley (1964:172-3) называют время этой битвы между осенью 1858 года и весной 1859. Более раннюю дату, 1854 год, даёт Ziegler (1944:55). Во всяком случае, вероятно, что когда пришли Arapahoe, Crow ещё были там. Так же вероятно прохождение через этот район отдельных личностей Crow, Sioux, Cheyenne и др. Невозможно отнести вещи, найденные в захоронении, к какому-либо одному племени, основываясь на его местоположении. Исходя из этого, вполне вероятно, что они могли принадлежать Shoshone, Arapahoe или Crow.

Стиль и тип бисерной вышивки на подхвостнике и мартингале могли бы прояснить их происхождение. Wissler (1915:17) и Ewers (1955:95) отмечают, что такой тип мартингала и подхвостника использовался, в основнoм женщинами, но не тoлько женщинами, что подтверждается рисунком, сделанным в 18855 году Gustavus Sohon(ом) (Ewers 1955:Pl.4), на котором изображён воин Piegan. Мартингал с этого рисунка схож с нашим. Ewers (1955:95) отмечает, что мужчины обычно использовали подхвостники на верховых лошадях только когда передвигались по гористой местности, но любимые жёны богатых мужчин украшали своих лошадей эффектными, яркими мартингалами и подхвостниками. Wissler (1915:17) пишет, что «многие сёдла, главным образом используемые женщинами, имели подхвостники». Он пишет, что у Sarsi, Blackfoot, Crow и Shoshone были большие украшенные подхвостники. Мартингал и подхвостник схожей конструкции, с цветочным орнаментом, зарисованы Ewers (1945:55-6). На этом рисунке есть бубенцы. Bradley в 1870-х годах констатировал, что женщины Blackfoot украшали подхвостники конским волосом и маленькими бубенцами (Ewers 1955:96). Ewers (1945:53) также описывает мартингалы и подхвостники, изготовленные из мягкой кожи и покрытые красной или чёрной фланелью с бисерной вышивкой на ней (фланели).

Figure 09Мартингал из этой коллекции, вместо основания из мягкой кожи, имеет основание из тика. Ewers (1955:96) отмечает, что около 1875 года растительный (цветочный) орнамент стал общеупотребительным для Blackfoot. Фотографии Piegan в 1880-х показывают, что он был распространён так же, как и геометрический. Это относится к предметам одежды и к предметам конской yпряжи (Ewers 1945: 38-9). Фотография индейца Crow по имени Curly (Ash-ish-ish-e), сделанная в 1870-х годах, показывает цветочный бисерный орнамент на его рубахе (Horan 1959:108), который очень схож с тем, что в нашей коллекции.

Кажется простым установить происхождение бисерной вышивки на подхвостнике и магтингале, но не в этом случае. Такой тип вышивки распространён широко, он не ограничен одним племенем. Использование таких ярких (эффектных) мартингалов и подхвостников также не ограничено одним племенем. И, хотя, в основном, их использовали женщины, мужчины также пользовались ими. Также нельзя исключать возможности торговли. Торговля была широко распространена и даже если известно точное место изготовления чего-либо, это не гарантирует использование этого народом-изготовителем.

Не смотря на то, что невозможно точно определить происхождение этих предметов, по бисерной вышивке можно определить дату их изготовления. Т.к. такой тип растительного орнамента не был популярным до 1870-х годов, вероятно, что предметы изготовлены после этой даты.
Уздечка из германского серебра предоставляет другую возможность определить происхождение и дату коллекции. Распространение германского серебра на Равнинах хорошо документировано. Feder (1962:67) отмечает, что первый лист германского серебра (Г.С) появился на равнинах около 1865 года. Первое известное упоминание о нём относится к Kiowa. Charles W. Witacre, торговец, оплатил доставку первого Г.С. к Kiowa в то время (Feder:1962:67). Дата, 1865 год, для введения Г.С. имеет важное значение, т.к. не известны предметы из Г.С., находящиеся в коллекциях, изготовленные ранее этой даты. Большое количество недоуздков из Г.С. есть в музейных коллекциях. Feder (1962:71-2), в связи с этим, называет следующие племена: Comanche, Kiowa, Chеyenne, Ute, Shoshone, Sioux, Arapahoe и некоторые племена, ныне живущие в Oklahoma. Feder (1962:70) также предоставляет фотографии (1962:fig.36) предметов, похожих на один из нашей коллекции. Недоуздки из Г.С. также есть на рисунках, сделанных индейцами. Ellison (1967) представляет рисунок южных Cheyenne, датированный около 1890 года, и Kiowa, датированный около 1887 года, с недоуздками, почти идентичными описываемому здесь. Эти сведения подтверждают, что Г.С. начало появляться на Равнинах около 1865 года. После появления на Южных Равнинах, вполне вероятно, что недоуздки из Г.С. такого типа достигли Северных Равнин несколько позже. Это могло произойти около 1870 года. Известно, что недоуздки из Г.С. использовали Shoshone, Arapahoe, Sioux и Cheyenne (они есть в музейных коллекциях) и, вероятно, Crow. Возможность торговли также принимается во внимание. Изготовитель мог не быть потребителем, мог быть из другого племени на значительном расстоянии.

Figure 10Трубки из катлинита были широко распространены на Равнинах. Так что наличие трубки в нашей коллекции вряд ли поможет в определении племенной принадлежности. Но можно сделать другой вывод. Курили, главным образом, мужчины. Хотя, женщины Cree и Blackfoot использовали маленькие трубки (Lowie 1954:29). Spencer и Jennings (1965:349) отмечают, что скромно декорированная трубка предназначалась для каждодневного использования. Это даёт ключ к определению пола.

Другие предметы коллекции, в том числе и браслеты из латуни и Г.С., вряд ли прояснят этот вопрос. Латунный браслет, сделанный машинным способом, не имеет клейма изготовителя. Диски из раковин были широко распространены на Равнинах среди всех племён и использовались с очень давних времён. Ремень из коммерческой кожи, поводья, футляр для зеркала и армейская пуговица указывают на большое количество контактов с белыми и торговлю. Это ещё раз показывает, что захоронение было сделано после Гражданской Войны, когда активность военных на Равнинах возросла.

Костяной Чокер с латунными гвоздями так же не вносит ясности. Такой тип чокера общеупотребителен, но, возможно, одни племена носили его чаще, чем другие. На рисунке, изображающем лидеров Shoshone (Trenholm & Carley, p.178), из семи человек только на одном надет Чокер. На многих надето Loop Necklace. Этот тип чокера, кажется, более распространён среди Arapahoe. На двух рисунках Trenholm & Carley (p.178) изображены четверо из пяти и пятеро из шести Arapahoe с такими чокерами. Главное впечатление от рассматривания этих фотографий состоит в том, что такой чокер чаще носили мужчины.

Таким образом, невозможно точно определить, к какому племени принадлежал владелец вещей из этой коллекции и когда он умер. Предполагаемая дата, исходя из стиля бисерной вышивки, предметов из германского серебра и торговых предметов – 1870-е годы. Эти вещи, вероятно, принадлежали мужчине, не смотря на декоративные подхвостник и мартингал. Большинство предметов мужские: лук, стрелы, трубка, сигнальное зеркало и т.д. Исходя из местоположения захоронения, предметов и их стиля, наиболее вероятно, что оно принадлежало Shoshone или Arapahoe. Альтернатива – Crow или Cheyenne.

Использованная литература:

Dodge, R.I. 1877 The Hunting Grounds of the Great West. Chatto & Windus, London.
Ellison, Rosemary 1967 Contemporary Plains and Woodlands Metalwork in German Silver. Smoke Signals, No.62, pp.3-26. Washington, D.C.
Ewers, J.C. 1945 Blackfeet Crafts. United States Department of the Interior, Bureau of Indian Affairs. Washington, D.C. 1955 The Horse in Blackfoot Indian Culture. Bureau of American Ethnology Bulletin 159. Washington.
Feder, Norman 1962 Plains Indian Metalworking with Emphasis on Hair Plates. American Indian Tradition, Vol.2, No.8, pp.55-76. East Alton, Illinois.
Horan, J.D. 1959 The Great American West. Crown Publishers, Inc. New York.
Lowie, R.H. 1954 Indians of the Plains. The American Museum of Natural History, New York.
Spencer, R.F. and J.D. Jennings 1965 The Native Americans. Harper & Row Publishers, New York.
Trenholm V.C. and Maurine Carley 1964 The Shoshones, Sentinels or the Rockies. University of Oklahoma Press, Norman.
Wissler, Clark 1915 Riding Gear of the North American Indians. Anthropological Papers of the American Museum of Natural History, Vol.17, Part 1. New York.
Ziegler, W.H. 1944 Wyoming Indians. The Diocesan Office, Laramie, Wyoming.
Central Missouri State College
Warrensburg, Missouri

Перевод Филина, 2012 год.

Скачать статью в формате PDF

DeZigned By Hands - Разработка дизайна и создание сайта