Майк Каудри "Мокасины Арапахо, Лакота и Чейеннов"

Майк Каудри «Мокасины Арапахо, Лакота и Чейеннов»

(Декабрь, 2007 г.)

После моей рецензии на материал Дика Конна «Стиль бисерной вышивки Чейеннов» большое количество людей связывалось со мной, желая получить более точную информацию о различиях в бисерных работах Чейеннов, Арапахо и Лакота. Эта статья предназначена для тех, кто уже способен распознать их племенные стили мокасин, но кого иногда смущают многие сходства в бисерных орнаментах Чейеннов, Арапахо и Лакота. Мой старый друг Дик Порт Старший всегда любил говорить сначала о различиях в племенных стилях мокасин, т.к. это служило хорошим предисловием для обсуждения других бисерных работ. К тому же, это разумный способ приближения к запутанной теме. С благодарностью за его мудрый совет, давайте немного прогуляемся по «обувной лавке» и попробуем прокомментировать отличительные особенности каждого племенного стиля. Это потребует большого количества иллюстраций (93 шт.), которые я представляю сериями различных подборок.

Большинство людей совершают ошибку, фокусируя внимание на бисерных орнаментах в первую очередь. Довольно много попыток представить это так: «Мокасины Чейеннов имеют только семь (или 5, 9, 11 или 4) геометрических элементов по периметру». Пока это будет продолжаться, люди, подобные Майку Костелнику, будут смаковать эту тему многие годы. Не смотря на то, что различительные орнаменты могут характеризовать одну группу или другую, большинство орнаментов – особенно геометрических – имеют много-племенное употребление. Таким образом, предположение о племенном происхождении, базирующееся только на бисерных орнаментах, может ввести в заблуждение. И это то, за что я критиковал Конна. Факт, что три племени распределили многие орнаменты, в общем является следствием их длительного союза и браков между ними. Вместо этого, есть структура (выкройка или конструкция), которая является более важным, единственным фактором для определения различий между этими тремя группами. Это простой и, я полагаю, более правильный подход к этому вопросу, чем фокусирование внимания первоначально на орнаментах. Я прилагаю пять иллюстраций к этой статье, показывающие наиболее общеупотребительные варианты.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_01.jpgМокасины Арапахо в профиль.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_02.jpgМокасины Чейенн в профиль.

Чейенны и Арапахо связаны между собой длительное время, по крайней мере с 1600-х годов, оба племени алгонкино-язычные, поэтому неудивительно, что их мокасины по своей конструкции очень схожи. По профилю мокасин видно, что оба племенных типа характеризуются чрезмерным повышением лодыжечного клапана, от язычка к пятке. Это продиктовано (обусловлено) способом верхнего разреза с центральным Т-образным швом, где пришивается отдельно выкроенный язычок; кожа вдоль каждой стороны длинной (центральной) линии Т-шва отгибается вверх и наружу, создавая лодыжечные клапана. В более ранних мокасинах, где язычок был не вшивной, а вырезался в выкройке для верха, конусообразный (встречающийся до сих пор), всё же пятка была пониже, чем в более поздних образцах. Задний шов, на пятке, соединялся, но не до конца. Там ВСЕГДА оставался короткий не сшитый отрезок у верха пяточного шва, «развилка».

Пришиваемые язычки, в большинстве случаев, короткие, (3-4 дюйма в длину), сужающиеся к верху и часто имеющие V-образную выемку на верхнем краю.

Типы мокасин южных Чейеннов и Арапахо, популярные в 1860 – 1890 годы, имели длинные язычки с длинными пальце-образными развилками, по краю обшитые бисером и обычно в комбинации с длинной бахромой на пятке. Один из примеров представлен ниже.
b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_03.jpgЯ знаю, что эскизы выкроек мокасин могут быть полезны здесь. Большинство делают мокасины по- своему, но подразумевается два основных типа выкройки. Другие, кто хочет научиться этому, могут обратиться к хоббистским изданиям, таким как Whispering Wind, Moccasin Track или American Indian Crafts & Culture. Два последних ныне не существуют, но старые номера доступны через Matoska Trading Post. Дик Конн даёт три примера верхов мокасин Чейеннов.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_04.jpgМокасины Лакота, напротив, почти НИКОГДА не имели повышающихся к пятке лодыжечных клапанов. Вместо этого, верхние края этого клапана были параллельно подошве. Это происходит из-за различий в выкройке: разрез от язычка до пятки сделан V-образным, нижняя точка «V» располагается по центру короткой поперечной линии, к которой прикрепляется язычок. Удаление этого клина кожи позволяет сделать высоту лодыжечного клапана мокасин одинаковой, параллельной подошве. Этот клин часто использовался в качестве язычка. Ранние образцы мокасин имели длинные треугольные язычки, сделанные из этого клина. Позднее этот клин часто имел форму трапеции, т.е. острый кончик отрезался. И часто язычки имели разнообразные формы. Имейте в виду, что кожа может растягиваться и в хорошо растоптанных мокасинах верхние края лодыжечных клапанов могут не быть совершенно прямыми. И также в мокасинах, используемых на протяжении нескольких месяцев, пяточный шов мог слегка приподняться у пятки. Но в основном верхний край лодыжечных клапанов мокасин Лакота был параллельно подошве. Ещё одно отличие заключается в том, что пяточный шов в мокасинах Лакота ВСЕГДА прошит по всей длине. Таким образом, если пяточный шов имеет у верха V-образный разрез, т.е. прошит не до конца, это НЕ МОГУТ БЫТЬ мокасины Лакота. Шов, конечно, может разорваться или распуститься, создавая неверное начальное впечатление. Но при более детальном рассмотрении всегда подтверждается, что если мокасины Лакота, то пяточный шов был прошит полностью, до верха лодыжечного клапана.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_05.jpgДалее, различия ещё и в том, что женщины Лакота часто обшивали тканью (шерсть, ситец, муслин) верхние края лодыжечных клапанов. Если клапана надставлялись, т.е.делались выше, то основные края лодыжечных клапанов должны быть (по-прежнему) параллельно подошве. И часто узкий контрастирующий клапан из шерстяной ткани (обычно красного цвета) добавлялся к этому шву, создавая горизонтальный, прямой кант, окружающий пятку. Таким образом, если мокасины, о которых идёт речь, имеют ровные по всей длине лодыжечные клапана и если эти клапана обшиты по краю тканью, они НЕ МОГУТ БЫТЬ мокасинами Чейенн или Арапахо.
b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_06.jpgМокасины Лакота с добавленными лодыжечными клапанами.

Декорирование язычков в мокасинах, или отсутствие оного, также позволяет определять межплеменные различия. Женские мокасины Лакота НИКОГДА не имели декорированных язычков, т.к. лодыжечные клапана завязывались поверх язычка и края леггин закрывали верх мокасин. Украшение язычка было ненужным. Язычки на мужских мокасинах Лакота часто (но не всегда) декорировались, часто полностью расшивались бисером или иглами. Декорированные язычки были длиннее, они перегибались через углы завязанных лодыжечных клапанов.
Не расшитые полностью язычки и, иногда, верхние края лодыжечных клапанов и мужских, и женских мокасин Чейенн и Арапахо, могли быть отделаны по краю бисером в различных техниках. Иногда мокасины Арапахо так же имели полностью расшитые бисером язычки. В противоположность этому, мокасины Чейенн, сделанные до, примерно, 1935 года, НИКОГДА не имели язычков, полностью расшитых бисером. Таким образом, если пара мокасин, о которых идёт речь, имеют полностью декорированные язычки, они НЕ МОГУТ БЫТЬ Чейеннскими. Если у мокасин полностью декорированы язычки и лодыжечные клапана поднимаются к пятке – это мокасины Арапахо. Если мокасины имеют полностью расшитые язычки и края лодыжечных клапанов параллельны подошвам – это мокасины Лакота, мужские. Если края лодыжечных клапанов параллельны подошвам и язычки не декорированы – это могут быть как мужские, так и женские мокасины Лакота. Немногие бисерные орнаменты Лакота разделялись на мужские и женские (например, U-образный орнамент на передке мокасина мог быть исключительно женским). Однако, я никогда не видел убедительных доказательств этому.

Наибольшая трудность заключается в определении различий между мокасинами Чейенн и Арапахо, т.к. они и бисерные орнаменты очень схожи. Также следует учитывать их совместную резервацию в Оклахоме (раньше – Индейская Территория) и браки между ними с частыми обменами подарками. Возможно, что мокасины, попавшие в коллекции от семьи Арапахо, могли быть изготовлены мастером Чейенн. И, соответственно, мокасины, коллекционированные от Чейеннов, могли быть сделаны Арапахо. Многие мокасины Арапахо более узкие и более остроносые, чем мокасины Чейеннов. Вообще, мокасины Лакота шире и менее остроносы, чем мокасины Арапахо и Чейенн. Почти всегда есть один ряд бисера, вышитый ленивым стежком, поперёк верхнего края передка (по ширине ноги) и аналогичный вертикальный ряд, закрывающий пяточный шов, обычно от подошвы и до развилки пяточного шва. Примеры этих орнаментов показаны в недавних номерах “Whispering Wind Magazine”, в длинной серии статей “Moccasin Corner” Майка Костелника. Другие примеры представлены ранее в “Moccasin Tracks” и “American Indian Crafts & Culture”. Однако, характерный признак мокасин Чейенн и Арапахо, ряды бисера поперёк передка и на пяточном шве, не подходит для определения племенной принадлежности, т.к. мокасины Лакота часто делались так же.

Верха и язычки мокасин Чейенн и Арапахо часто раскрашивались, обычно в оттенках жёлтой и красной охры. Носок мокасина (toe) и бахрома на пятке могут быть окрашены в такие же, или контрастные, цвета, включая зелёный и синий. Раскрашивание распространялось также и на другие предметы одежды: платья, рубахи и леггины, мужские и женские. Арапахо использовали более широкий спектр красок на своих мокасинах: жёлтую и красную охру, ярко-жёлтый, ярко-красный, тёмно-синий, светло-зелёный и тёмно-зелёный цвета. Эти же цвета распространялись и на одежду Арапахо. Хорошим примером этому служат известные многоцветные, полностью раскрашенные платья Арапахо, используемые в Пляске Духов (Crow Dance). Они контрастируют с более консервативными платьями Чейенн, обычно окрашенных только у каймы и/или горловины и, как правило, только жёлтой и красной охрой. Мокасины Лакота также могут быть окрашены. Это относится к лодыжечным клапанам (скорее ровным, чем поднимающимся к пятке), что отличает образцы Лакота.

Есть особенность, по которой обычно определяют отношение мокасин к Чейенн или Арапахо – это контрастная, горизонтальная полоска бисера НАД орнаментом по периметру мокасина, которая идёт от низа (угла) язычка вокруг пятки к другому углу язычка. Обычно эта пяточная полоса отделялась от бисерного орнамента по периметру мокасина открытым пространством не декорированной кожи. На полностью расшитых образцах, однако, эта полоса могла соединяться с бисерным орнаментом на лодыжечном клапане. Наиболее часто эта пяточная полоса разделялась на два основных цвета с контрастными разделениями. Это отличительная черта отборной части Moneneno (Женского Швейного(?) Общества), к которому принадлежали только женщины Чейенн и Арапахо с безупречной репутацией. Представьте эту полосу не как изогнутую, а как идущую прямо. В этой форме она имеет пять секций, три длинных и две коротких. Три длинных секции (если вышито иглами) фактически всегда жёлтый / красный / жёлтый цветов, с маленькими разделяющими секциями в белом цвете, окантованном чёрным. Такая же цветовая последовательность обнаруживается, возможно повторяясь несколько раз, в других «полосатых» изделиях Швейного Общества, таких как robes, tipi bags и др. В бисерных работах Швейного Общества полоса могла быть таких же цветов, как и в работах иглами. Чаще, однако, последовательность становилась такой: белый / красный / белый, а короткие разделительные секции были обычно бирюзово-синие (голубые), жёлтые или розовые и окантовывались тёмно-синим и (изредка) чёрным. Если посмотреть на мокасин в профиль (как на многих из предлагаемых фото), то на пяточной полосе в секции, ближайшей к язычку, жёлтый и белый цвета; центральная секция, видимая только наполовину, красного цвета до пятки; и два основных цвета, разделённые одним маленьким шахматным орнаментом бирюзового, жёлтого или розового цветов, окантованного тёмно-синим и (изредка) чёрным.

Я видел только одни мокасины Лакота, на которых есть пяточная полоса, подобная той, что делали женщины Чейенн и Арапахо из Женского Швейного Общества. Эти мокасины на фото ниже. Напомню, что было много межплеменных браков и некоторые Лакота-жёны мужчин Чейенн и Арапахо, несомненно, были достойны членства в этом обществе. Могла ли такая женщина сделать мокасины по выкройке Лакота с орнаментом Женского Швейного Общества Чейенн? Возможно, это и есть объяснение. Замечательно, что при таком большом количестве межплеменных браков, мы не находим больше очевидных племенных смешений. Возможно, конечно, что кое-что нам неизвестно.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_07.jpgЗамечу, что женщины Чейенн и Арапахо также делали boot-мокасины (с высоким голенищем), родственный, но конструктивно отличающийся тип обуви, которые не рассматриваются здесь, т.к. их невозможно спутать с другими типами мокасин.

Бисерные орнаменты мокасин.

…Я подобрал более 90 расшитых бисером мокасин, большая часть из которых из American Museum of Natural History, New York City (AMNH) и Peabody Museum, Harvard University. Они подразделены на 14 категорий, базирующихся на основных орнаментах бисерной вышивки. Каждая категория орнаментов («Полоса-передок», «1890-треугольник» и т.д.) представлена образцами мокасин Чейенн, Арапахо и Лакота.

Сначала немного о компетенции. Племенное происхождение, определённое на каждой из приложенных фотографий, есть МОЁ утверждение, основанное на более чем 40-летнем опыте. Большинство членов Плэйнс Индиан Семинар (ПИС) понимают к этому времени, что коллекция в AMNH содержит ошибочную информацию. Они имеют много мокасин Лакота, не определённых как «Чейенн» или «Арапахо», другие определены иначе, и более 100 пар мокасин определены просто как “Plains”. Если НИКТО в этом авторитетном музее за более чем 100 лет не смог с этим разобраться, я думаю, что могу дать несколько советов. Я предлагаю, чтобы вы сначала обращали внимание на особенности внешних очертаний, а потом уже делали выводы. Вы можете использовать каждый каталожный номер, относящийся к AMNH, а затем (если есть различия) спросить самого себя почему и решить, что же всё-таки верно. Следующий шаг, для тех, кто искренне заинтересован научиться этому, вернуться к полной Online-коллекции AMNH и внимательно рассмотреть каждую из представленных там 1091 пар мокасин, определённых как образцы Арапахо, Лакота и Чейенн, а затем спросить себя, согласны ли вы с этим или нет, и почему. Рисунки индейцев на бумаге (ledger drawings) также являются богатым источником деталей мокасин, в частности показывая их вид в профиль. Затем предлагаю вам обратить внимание на исторические фотографии, на которых видны декорированные мокасины, применяя ваши знания для определения особенностей мокасин и пытаясь их (знания) усовершенствовать. Я надеюсь, в той или иной степени, что почти все, кто найдёт свой путь к ПИС, будут заниматься этим длительное время. Надеюсь, что мои советы окажутся полезными, особенно для новичков.
Давайте также признаем, что по историческим причинам, описанным выше, мы не можем быть уверены на 100% в каждом конкретном случае, Чейенн это мокасины, или Арапахо. Я полагаю, что утверждать это можно с 90%-ной уверенностью, но готов выслушать возражения. Некоторые предпочитают выражаться так: «Чейенн или Арапахо». Иногда это лучшее, что можно сделать, но, на мой взгляд, мы можем быть более педантичны. Если кто-либо заметил специфическую особенность, которая уверенно меняет всякий образец Чейенн на Арапахо, или наоборот, я его с интересом выслушаю и поблагодарю за объяснение. Я уверен на 100%, что ВСЕ образцы Лакота, представленные здесь, идентифицированы верно.

Названия для 14 категорий бисерных орнаментов выбраны совершенно произвольно. Вы можете называть их как угодно. Эти названия краткие, насколько это возможно. «Прямоугольник-передок» предпочтительнее «Прямоугольно-образный орнамент на передке». «U-передок» предпочтительнее «U-образный орнамент на передке». И т.д. Конечно, есть и другие орнаменты и список может быть продолжен.

«2-полоски-передок»

Два раздельных ряда бисера, ленивым стежком, сужающиеся к носку мокасина. Часто это было единственным украшением передка мокасин, но этот орнамент также есть и в полностью расшитых мокасинах.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_08.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_09.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_10.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_11.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_12.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_13.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_14.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_15.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_16.jpgЛакота.

«1890-треугольник»

Это, конечно, одна из идей Дика Конна, широко повторяемая. Это ошибочно, т.к. на исторических фотографиях видно, что все три племени использовали этот орнамент с 1870-х годов. Характерные особенности, на которые Конн обратил внимание: треугольник со сторонами, вышитыми ступеньками, предпочтительнее треугольника с ровными сторонами и в нём почти всегда есть прямоугольник у основания, вышитый двумя или тремя контрастирующими цветами бисера.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_17.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_18.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_19.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_20.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_21.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_22.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_23.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_24.jpgЛакота.

«Клетчатый передок»

Шахматный орнамент, обычно создаваемый вышитыми бисером квадратиками, чередующимися с не вышитыми квадратиками кожи. Часто этот орнамент повторялся на лодыжечных клапанах, над полосой бисера, вышитой по периметру мокасина. Образцы Лакота иногда были расшиты полностью и этот орнамент назывался «taniga», т.к. он походил на щербатую внутреннюю поверхность бизоньего желудка, любимый предмет для приготовления похлёбки.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_25.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_26.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_27.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_28.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_29.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_30.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_31.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_32.jpgЛакота.

«Круг-передок»

Обычно это самостоятельный, круглый орнамент, но изредка встречающийся и в полностью расшитых образцах, главным образом Лакота. Обычно круг примыкает к прямоугольному отрезку, расположенному между кругом и язычком мокасина. Среди Чейеннов такой круглый орнамент часто символизировал загон или яму-ловушку. Пара мокасин Чейенн, представленных здесь, является тому примером.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_33.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_34.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_35.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_36.jpgЛакота.

«Поперечина-передок»

На мокасине, обычно, два таких орнамента. Длинная полоска, ленивым стежком, с двумя (изредка больше) пересекающими её короткими, по обеим сторонам от центра передка. Почти всегда они располагаются между полосой бисера по периметру мокасина и рядом (рядами) бисера по центру передка. Образец Лакота является исключением, с одним единственным таким орнаментом по центру. У Plains Algonkian этот орнамент называется «мёртвый человек» и символизирует барьер из брёвен, который сооружался вдоль каждой стороны прохода, ведущего к бизоньему загону, или западне (яме-ловушке). Это древний обычай, подразумевающий охотничий успех и процветание. Этот орнамент часто сочетался с другими, ассоциирующимися с такого рода охотой, например Птица Грома-орнаменты. По убеждению Чейеннов, такая охотничья стратегия была им дарована через видение от Грома, и птицы (ястребы и орлы), которые часто следовали за бегущим стадом, были, в действительности, направляющими его в западню, взаимодействуя с охотниками Чейенн. Вероятно, что первоначально такие «священные» орнаменты были исключительно собственностью обществ Зазывателей Животных, контролировавших племенную охоту. Со временем, в XIX веке зерно-бисер стал доступным, все эти орнаменты стали более общего, племенного характера и любой человек (насколько мы знаем) мог их использовать.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_37.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_38.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_39.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_40.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_41.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_42.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_43.jpgЛакота.

«Полоса по периметру»

Три ряда бисера ленивым стежком по периметру мокасина, средний ряд контрастного цвета, часто красного (red white-lined). Обычно использовались орнаменты, которые пересекали среднюю полосу, с интервалами.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_44.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_45.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_46.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_47.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_48.jpgЛакота.

«Длинная полоса-передок»

Вероятно, худшее название из всех. Я хотел избежать путаницы с другими «полосатыми» категориями орнаментов и название «длинная» короче, чем «центральная». Это узкий орнамент, расположенный на передке и идущий от язычка к носку мокасина. Часто только один ряд бисера ленивым стежком, иногда три ряда, но в виде узкой полосы. На всех образцах, представленных здесь, фон для этого орнамента – просто кожа. Возможно, из этого орнамента развились орнаменты «Прямоугольник-передок» и «U-передок». Я не смог найти какие-либо образцы Чейенн и не уверен, использовали ли они этот орнамент.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_49.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_50.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_51.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_52.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_53.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_54.jpgЛакота.

«Прямоугольник-передок»

Не меньше трёх, часто пять параллельных рядов бисера ленивым стежком. Орнамент располагается между язычком и носком мокасина. Часто фоном служит просто кожа, но встречается много образцов, полностью расшитых бисером. Небольшое различие между этим орнаментом и «U-передком» заключается в том, что здесь низ орнамента, у носка мокасина, прямоугольный, а «U-передок» закругленный. В коллекции AMNH мокасины #50/1092АВ определены как Арапахо, но более вероятно, что это Чейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_55.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_56.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_57.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_58.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_59.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_60.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_61.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_62.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_63.jpgЛакота.

«Полоса – передок»

Параллельные полосы поперёк мокасина. Обычно они прерываются центральным рядом бисера, идущим от язычка к месту у носка мокасина на вышивке по периметру мокасина.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_64.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_65.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_66.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_67.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_68.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_69.jpgЛакота.

«Т-птица – передок»

Один или более орнамент Птицы Грома в центре передка. Обычно только одна фигура. Замечу, что все они расположены «лицом кверху», если смотреть с позиции человека, обутого в эти мокасины. Птицы Грома расположены лицом друг к другу. И снова, этот орнамент представляет охотничью силу, с двумя фигурами, символизирующими Птиц Грома. Отмечу образец, на котором маленькие квадратики в шахматном порядке, по диагонали, свисают с крыльев птицы. Символическое значение этого – «молния».

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_70.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_71.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_72.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_73.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_74.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_75.jpgЛакота.

«Звезда»

Самостоятельный, свободно расположенный орнамент на передке мокасина, «звезда» или «крест». Отмечу образцы, на которых этот орнамент скомбинирован с орнаментом по периметру мокасина в виде диагонально расположенных прямоугольников. Такой вид орнамента использовали Арапахо и Лакота (в основном, я думаю, Оглала). Я никогда не видел примеров такого орнамента у Чейеннов.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_76.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_77.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_78.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_79.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_80.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_81.jpgЛакота.

«U – передок»

Разновидность «Прямоугольник – передок» орнамента. Низ орнамента, у носка мокасина, закругленный. Образцы Лакота, возможно, символически связаны с подобными орнаментами в центре ярма женских платьев.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_82.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_83.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_84.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_85.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_86.jpgCrossed Feathers, Cheyenne.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_87.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_88.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_89.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_90.jpgЛакота.

«V – клеточки»

V – образно, по центру передка, состоит из маленьких квадратиков (прямоугольников) или клеток. Символизирует «молнию».

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_91.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_92.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_93.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_94.jpgЧейенн.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_95.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_96.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_97.jpgЛакота.

«Зигзаг – передок»

Две или более зигзагообразных линии поперёк передка. Чейенны использовали этот орнамент, но я не смог найти примеров Online. В Oklahoma Historical Society имеется несколько пар мокасин Чейенн с таким орнаментом.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_98.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_99.jpgАрапахо.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_100.jpgLittle Chief, Cheyenne.

b_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_101.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_102.jpgb_150_100_16711680_00_images_articles_majk-kaudri-mokasiny-arapakho-lakota-i-chejennov_105.jpgЛакота.

Перевод Филина, 2010 год.

Скачать статью в формате PDF

DeZigned By Hands - Разработка дизайна и создание сайта