Символизм в декоративном искусстве Сиу

Кларк Висслер
(ICA, Vol. XIII, 1902. pp.339-345)

У индейцев Великих Равнин Соединённых Штатов было хорошо развито декоративное искусство, в котором несложные геометрические узоры являются элементами композиции. Это искусство, главным образом, женская работа. Одежда и другие полезные предметы, сделанные из кожи, имели привлекательный вид вследствие вышивки бисером и иглами. В работах Sioux мы имеем образец этого искусства.
Существует два хорошо выраженных мотива в искусстве индейцев. В первом случае мы видим серьёзный религиозный мотив, во втором – чисто эстетический. В первом случае единственной целью является отправление молитвы силе, изображённой графически, для прямой помощи или вмешательства в несчастья жизни. Например, Dakota помещали эмблему Гром Птицы на щите как постоянную молитву к этой великой силе для защиты от всех опасностей на военной тропе. Соответственно, в Американском орле они видели молитву белого человека к этой же силе. Женщины Arapaho часто помещали на мокасинах детей изображения тропы жизни с насекомыми, змеями и другими опасностями тропы, всё вводя в композицию, выражающую молитву, чтобы всё зло было устранено с жизненного пути ребёнка. … В случае эстетического мотива целью является придание красоты украшаемому предмету или придание ценности украшению, помимо практичности. Для примера: женщина делает пару мокасин для друга и хочет, чтобы они приятно выглядели. Она выбирает мотивы узора и составляет их в гармоничную композицию. Эти два мотива обнаружены в искусстве Sioux и других индейцев Равнин.

Обычай (традиции) является мощным фактором в определении стиля декорации. Узоры одного типа признаются как соответствующие парфлешным декорациям и каждая женщина чувствовала общепринятую необходимость подчинению этому типу. Т.о. общепринятые типы украшений медлительны к изменению. Кажется, безопасно сказать, что каждый общественный ритуал проходил через такой цикл и что практика, некогда основанная на подлинных религиозных мотивах, постепенно переходит в условность, бессодержательную и формальную в высшей степени. Так, можно предположить, что многие общепринятые декорации, теперь рассматриваемые индейцем как просто эстетические, когда-то были выражениями противоположного мотива. Знание прежнего значения узоров и мотивов изделий успешно проходит все воспоминания, общепринятый способ украшения до сих пор существует, но в его эстетическом виде. Если это заявление является правильным, для происхождения многих общепринятых украшений, то мы можем видеть примеры перехода, случаи, в которых значение определённых украшений не вышло из памяти полностью, а уцелело как отдельный предмет в существовании знаний прошлого. Мы имеем, как будет проиллюстрировано далее, много примеров искусства, основным мотивом в которых является религиозный мотив, а эстетический – дополнительный. Во многих случаях мотив был эстетический, но также помнящий о большинстве важных аспектов жизни.

Fig.1

Fig.1
Происхождение символических узоров в декоративных орнаментах, учитывая объективные аспекты искусства, конечно, носит следы их прежнего значения в названиях, применяемых к ним и, таким образом, изображает проблему ещё более сложной. Так различие между реальным и кажущимся символизмом непонятно.
Мысленно проанализировав эти предположения, мы переходим к исследованию образцов. На Figs.1 – 6 мы видим серию декорированных мокасин, приобретённых от Dakota. Все эти образцы были украшены в соответствии с декоративным мотивом. Женщины были уверены в том, что когда они расшивали их, они ничего не замышляли кроме того, чтобы мокасины были красивыми.
В одном все эти мокасины похожи: декорированный бордюр проходит параллельно краю подошвы. В каждом случае эти бордюры содержат маленькие геометрические орнаменты, расположенные симметрично на фоне одного цвета. Наиболее часто повторяемый бордюрный узор – это треугольный, с вершиной, направленной вверх. Этот узор обычно называют как типи, или палатка-орнамент. В некоторых случаях прямоугольник расположен на основании треугольника; это уточнение реалистического характера и представляет дверь или вход в палатку. Другой разновидностью этого треугольного орнамента является кубико-образный узор, представленный на Fig.2. Эта фигура ассоциируется с бордюром с узором палатки на Fig.6. Это обозначается как «контур», или ступень-орнамент. Но, как ни странно, эта разновидность не мешает фигуре в целом называться как палатка. Мокасины Fig.1 и Fig.6 имеют на бордюре прямоугольники, называемые «свёрток», «сумка», «коробка» и т.п. Я назвал этот образец коробка-орнамент. На мокасинах Fig.4 есть двойной крестообразный орнамент, всегда называемый как стрекоза.

Fig.2

Fig.2
Украшения на подъёмах мокасин различны. На образце Fig.1 поперечные полосы классифицируются как дорога или тропа. Орнамент на Fig.2 имеет название «трёх-рядный образец». Продольная полоса на подъёме Figs.3, 4 и 6 называется «средний ряд-образец»: заостряющееся пространство между средним рядом и бордюром не имеет особого названия, а называется как место или часть между. Трёх-рядный и средне-рядный образцы являются названиями для главного типа. Мокасины Fig.6 имеют одинаковый орнамент на среднем ряду и на бордюре. Figs.3 и 4 имеют серии маленьких треугольников на среднем ряду. Эти орнаменты обозначают позвоночник. Мокасины на Fig.2 украшены стрела-орнаментом, коробка-орнаментом и третьим узором, для которого нет названия. Горизонтальные полосы на Fig.6, делящие фон на прямоугольники - «наполненный» образец.

Fig.3

Fig.3
Мокасины Fig.10 несут на своём бордюре орнамент, являющийся признанной композицией. Ромбо-образный центр орнамента позже назывался наконечником стрелы, а заострённые придатки известны под названием «раздвоенный лист-орнамент». Простой пересекающийся орнамент есть на лодыжке: он известен под названием «пересечение тропы». Другие узоры на этом образце были рассмотрены ранее.

Fig.4

Fig.4
Здесь мы познакомились с определённой терминологией для простых геометрических узоров, используемых в декоративном искусстве Dakota. Когда женщина говорит, что она сделает узор стрекозы на мокасинах, не верно рассчитывать на большее, чем она сделает употребление названного орнамента элементом декорации. На самом деле, она, может, и не думала о стрекозе вообще. Женщины Dakota повторно объясняли автору, что палатка-орнамент – это ничто, кроме названия, и что они не думают об изготовлении палаток, когда используют этот орнамент в декорации. Короче говоря, эти индейские женщины разработали школу декоративного искусства, в котором они используют геометрические элементы со специальными названиями в большей части их объективного аспекта, как материал для составления сложных узоров. Замечено, что названия, данные этим узорам, произошли, главным образом, от явно геометрических связей между ними и предметами, после чего и были так названы. Сначала предполагалось, что названия произошли от этих предметов, но такое происхождение не существенно, т.к. здесь есть повод считать, что Dakota, вместе с другими племенами Равнин, заимствовали орнаменты от других племён и дали им названия в соответствии с их лингвистическими формами.
Естественно предположить, что когда женщина Dakota выполняет часть декоративной работы этими узорами, в которых она пытается отобразить явление в природе, она употребит палатка-орнамент для палатки, коробка-орнамент для коробки, сумки и т.д., но на самом деле всё иначе. Сразу же отметим, что женщины Dakota составляли орнаментные композиции, изображающие явления в природе, но, что, делая так, они делали использование их главной частью орнаментных элементов.

Fig.5

Fig.5
На мокасинах Fig.11 мы снова видим палатка- и коробка-орнаменты, но использованные в композиции, изображающей предметы, непосредственно взаимосвязанные в природе. Треугольный узор на подъёме представляет гору, а полоска на его вершине – дорога, или тропа на горе. На бордюре мокасина треугольные узоры также изображают горы, квадратики внутри их – скалы, а группа маленьких квадратиков между треугольными узорами изображает следы людей в пыли тропы.
Простое составление элементов в украшении на Fig.12 являет собой композицию. Большие зелёные пространства представляют травяное покрытие земли. Бордюрная линия и полоса на подъёме изображают дороги или тропы. Треугольные узоры внутри троп представляют пятна цветной земли у дороги. Прямоугольные узоры – палатки, или лагерь.

Fig.6

Fig.6
В последнем, например, мы видим изображение лагеря и его обычное окружение. Но здесь композиции были, говорят, исключительно декоративные. Использование изображённых элементов интересно. Мы видим здесь палатка-орнамент, использованный как изображение горы, в этом случае дверь становится природным пятном поверхности (?). Прямоугольник, или коробка-орнамент, становится палаткой в одном случае и отпечатком ноги в другом. Гора и дорога на мокасинах Fig.11 – это специальное значение, данное общепринятому орнаменту в декоративном искусстве, каким является треугольник с полосой на его вершине. Эта комбинация такая общеупотребительная, что не может быть отмечена как первоначальное сопоставление вместе элементов для определённого изображения. В этом типе декоративного искусства мы имеем объяснение понятий, не обязательно зависимых от других употреблений орнамента. Женщина не видит несовместимости в том, что коробка-орнамент изображает палатки. Она также использует идентичные узоры таким же образом, как изображения различных предметов. Короче говоря, мы видим использование хорошо известных орнаментов как символов для природных предметов без каких-либо других мотивов, кроме тех, что в изображении.

Fig.7

Fig.7
Далее мы рассмотрим случаи, в которых мотивы орнамента были чисто декоративными. В традиционном украшении для замшевых платьев женщин мы видим хороший пример смешанного мотива. На этой одежде мы находим U-образный узор, изображающий черепаху, а большое пространство, расшитое бисером, представляет озеро, в котором черепаха живёт. В пределах знаний старых женщин, живущих теперь, весь орнамент был символическим и выражал молитву к силе черепахи; силе, которой было доверено осуществлять контроль за обязанностями, являющимися женскими. В настоящее время этот орнамент всё ещё известен как орнамент черепахи, но помещается на платье скорее как традиционное украшение, нежели молитва. Черепаха всё ещё привлекает в таких делах, но в другом смысле. В этом случае мы видим, что мотив, когда-то бывший весьма религиозным, теперь не более чем украшение.

Fig.8

Fig.8
Раньше был обычай помещать символ черепахи на головной части колыбели младенца для разума, ниспосланного свыше. Теперь мы видим узоры на колыбели, изображающие, как говорят, черепаху, по причине, что когда-то это было обязанностью матери. Эти, так называемые, черепаха-орнаменты снова простые элементы в композициях, используемые в других местах.
Ромбо-образный орнамент на мокасинах Fig.10 часто употребляется как знак черепахи, но в других случаях имеет значение «развилка дерева» и т.д. Но U-образный орнамент с платья нечасто увидишь где-либо в другом месте и он считается сокращающейся формой пиктографии черепахи. Это можно отнести к одному из немногих возможных примеров перехода от реалистичного изображения к условному символу. Но взяв символический мотив черепахи как целое, мы снова видим сходство как в чистом декоративном искусстве.

Fig.9

Fig.9
Мы рассмотрели исключительно женскую работу. Мужчины не делали мокасины и не позволяли себе удовольствия вышивать бисером, но они рисовали символы на предметах. Они часто давали специальные указания, чтобы на расшиваемом предмете располагались орнаменты, предназначенные для себя. Они также использовали орнаменты, изображающие военные подвиги и религиозные моменты. Мокасины Figs.7, 8 и 9 носят украшения этого типа.

Fig.10

Fig.10
На Fig.7 белые бисерные полосы изображают тропу войны зимой. Треугольные фигуры представляют палатки. Один из маленьких красных квадратиков означает, что владелец этих мокасин был ранен на военной тропе. На пятке есть красный квадратик, расположенный между двумя голубыми: это значит, что враг был убит владельцем мокасин, когда он получил свою рану. В целом, орнамент возвещает, что владелец этих мокасин был на тропе войны, убил врага и был ранен.
Большое красное пространство на подъёме мокасин Fig.8 означает кровь, а треугольная фигура на нём – наконечник стрелы. Треугольные узоры на бордюре изображают холмы, а маленькие пятнышки в них – места, где пули ударяли в холмы. Маленькие прямоугольники представляют мужчин, выглядывающих между холмов.

Fig.11

Fig.11
Орнамент на Fig.9 изображает битву. Голубое пространство на подъёме – ночь. Треугольные фигуры – палатки врага. Маленькие прямоугольники на бордюре говорят нам, что враги были убиты. Смысл в том, что владелец этих мокасин участвовал в успешной ночной атаке на лагерь.
Dakota имеют символы, которые строго религиозные в мотиве и очень священные в ассоциации, широко применяемые в декорации, но они выпадают за пределы дискуссии о декоративном искусстве. Это искусство, в значительной степени, пиктографическое, хотя оно содержит несколько интересных символов, реалистическое происхождение которых далеко от ясности.

Fig.12

Fig.12
Вообще, мы находим декоративное искусство Dakota, использующее орнаменты традиционных форм, но с изменяющимся значением. В большинстве случаев значение данного орнамента объяснимо. Далее, мы видим различные племена Равнин, использующие идентичные узоры для выражения совершенно других понятий, точно как рассмотренные нами различия между полами Dakota. Отсюда исходит предположение, что многие декоративные орнаменты, используемые Dakota, были действительно заимствованы и впоследствии получили объяснение в соответствии с преобладающим видом символизма. Так мы обнаружили два фактора в этом искусстве, стиль орнамента и способ объяснения и выражения. Один может быть независимым от другого и оба должны содержать какую-либо главную теорию развития искусства. Или специфические орнаменты, используемые этими племенами просто для украшения, были когда-то настоящими символами и, следовательно, реалистическое происхождение их является предметом обсуждения. Но здесь есть хорошее доказательство, что типы символического мышления для отдельных племён Равнин были не идентичны, и что они часто выражались символами, произошедшими среди других народов.

(Перевод Филина, 1989 год. В оригинале статьи использованы чёрно-белые фотографии. Я заменил их на цветные, но удалось найти только девять из двенадцати. С тремя недостающими помог Мато Сапа, за что ему большущее спасибо)

Скачать статью Символизм в декоративном искусстве Сиу в формате pdf

DeZigned By Hands - Разработка дизайна и создание сайта